Home

Особенности обучения детей в организациях дополнительного образования и состояние их здоровья

Автор: Грицина О.П., Транковская Л.В., Яровова Д.С.

  Индекс УДК: 613.95:371.7/.9 | Страницы: 19–24 | Полный текст статьи. PDF файл | Скачать PDF 

Здоровье детей, посещающих организации дополнительного образования, требует особого внимания. Анализ лите ратуры показал, что большая часть работ в этой области посвящена учреждениям физкультурно-оздоровительного профиля. Вместе с тем данные о здоровье детей, занимающихся в организациях других направлений, представлены лишь отдельными публикациями. Также отсутствуют публикации, комплексно характеризующие условия пребывания обучающихся в организациях дополнительного образования. Не в полной мере изучены режим дня, состояние ум ственной и физической работоспособности, особенности адаптации к общеобразовательной школе детей, занимаю щихся в таких учреждениях. Требуют решения вопросы профилактики неблагоприятного воздействия на растущий организм факторов образовательной среды в организациях дополнительного образования.

Ссылки на авторов:

О.П. Грицина, Л.В. Транковская, Д.С. Яровова
Тихоокеанский государственный медицинский университет (690002, г. Владивосток, пр-т Острякова, 2)

Транковская Лидия Викторовна – д-р мед. наук, профессор, заведу ющий кафедрой гигиены ТГМУ; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


1. Авдуевская С.В. Здоровьесозидающий потенциал искусства в дополнительном образовании детей // Формирование цен ности здорового образа жизни участников образовательного процесса (из опыта работы городской опытно-эксперимен тальной площадки). СПб.: ВВМ, 2016. С. 52–54.
2. Бабикова А.С., Насыбуллина Г.М. Состояние здоровья де тей, систематически занимающихся спортом // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2013. № 3–1. С. 40–43.
3. Бландинская Г.И. Формирование коммуникативной культу ры подростков в системе дополнительного образования: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2014. С. 300–304.
4. Бредихин А.Ю., Лысов П.К. Морфофункциональные харак теристики юных танцоров на этапе начальной подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. № 12. С. 43–47.
5. Галынская Е.Н. Модель формирования основ культуры здо ровья школьников в учреждениях дополнительного образо вания детей // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 177–183. 
6. Гладуняк Ю.О. Хореографическое образование детей в сис теме дополнительного образования и здоровьесберегающие технологии // Вестник магистратуры. 2016. № 4–3. С. 27–29. 
7. Дейч Б.А. От внешкольного до дополнительного обра зования: динамика сущности понятия // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 4. С. 145–148. 
8. Жукова В.Ю. Нарушения здоровья детей, занимающихся спортом, и возможности их немедикаментозной коррекции: автореф. дис. … канд. мед. наук. Барнаул, 2012. 20 с. 
9. Жукова В.Ю., Лобанов Ю.Ф. Состояние здоровья спортсме нов подросткового возраста Алтайского края // Вестник РУДН. 2010. № 4. С. 209–211. 
10. Задорожко И.А. Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного эколого-биологического образования и вос питания детей // Педагогика, психология и образование: от те ории к практике: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: Инновационный центр развития обра зования и науки, 2015. С. 91–93.
11. Караваев Ф.Ф. Психологическое здоровье и здоровьесбе регающие технологии в образовании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3. С. 64–70. 
12. Кастальский О.О. Комплексный подход к проблеме здоровь есбережения детей младшего школьного возраста средствами гимнастики ушу // Современная высшая школа: инновацион ный аспект. 2014. № 2. С. 60–67. 
13. Кобозева А.В. Дополнительное образование как состав ляющая формирования личности ребенка // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 1. С. 84–86.
14. Корженко О.М., Свинцова Д.А. Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона) // Инновационные педагогические тех нологии: мат. междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2014. С. 224– 226. (Korzhenko O.M., Svintsova D.A. Ethnic history and culture of Russia in the system of additional education 
15. Котлярова И.О., Сериков С.Г. Укрепление здоровья детей в системе дополнительного образования // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 13. С. 103–111. 
16. Кураев Г.А., Громакова В.Г., Соболева И.В. Психофизиоло гическое развитие детей семи лет, обучающихся игре на клавишном музыкальном инструменте // Валеология. 2005. № 2. С.35–44. 
17. Леонова Н.М., Коковина Г.Г., Михайлова А.В. [и др.]. Показа тели здоровья и морфофункционального состояния сердца юных пловцов с малыми аномалиями развития сердца // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2010. № 4. С. 25–29. 
18. Литвинова О.В., Лебединский В.Ю. Влияние занятий тхэк вондо на физическое развитие младших школьников города Иркутска // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. № 3. С. 76–79. 
19. Лукина Г.П., Чижова Ж.Г. Интенсивные учебные нагрузки как фактор риска нарушения состояния здоровья у детей, имевших дополнительные образовательные услуги с раннего возраста // Вестник Смоленской государственной медицинской акаде мии. 2010. № 4. С. 37–38.
20. Луцкан И.П. Состояние здоровья, качество жизни и научное обоснование совершенствования медико-социальной помо щи детям, занимающимся спортом (на примере городского округа «город Якутск»): автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2012. 26 с.
21. Мальгин В.Е. Образовательная среда учреждения дополни тельного образования детей в условиях закрытого админист ративно-территориального образования // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 787–789.
22. Москвина А.С. Развивающие возможности искусства в адап тации детей к обучению в начальной школе // Наука и школа. 2011. № 6 С. 94–96. 
23. Новикова И.В. Арт-терапевтическое воздействие занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искус ству в учреждении дополнительного образования детей // Концепции фундаментальных и прикладных научных ис следований: сб. статей международной науч.-практ. конф. М., 2016. С. 150–152. 
24. Островская С.В. Основные этапы развития дополнительного образования детей в России // Ученые записки Петрозавод ского государственного университета. 2014. № 5. С. 38–40.
25. Остромухова П.В. Отличительные особенности содержа ния дополнительного образования детей в России // Мир науки. 2016. Т. 4, № 2.
26. Платонова Г.В., Хабирова М.В. Дополнительное образование детей как основа здоровьесбережения учащихся // Школа XXI века: тенденции и перспективы: мат. II междунар. науч.– практ. конф. Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. С. 193–195.
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельнос ти по дополнительным общеобразовательным программам». 
28. Родина М.В., Щербинина И.В., Меркулова М.В. [и др.]. Здоро вьесбережение в образовательном процессе учреждения до полнительного образования детей // Образование: традиции и инновации: мат. IX междунар. науч.-практ. конф. Прага, 2015. С. 433–436. 
29. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172–14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации ре жима работы образовательных организаций дополнитель ного образования детей» (утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41). 
30. Ткачук М.Г., Красноруцкая И.С., Кокорина Е.А. Морфо функциональный и психологический статус юных танцоров разных соматотипов // Ученые записки университета Лес гафта. 2014. № 8. С. 185–189. 
31. Тихомирова Н.Г. История развития системы дополнитель ного образования детей в России // Образовательная пано рама. 2014. № 1. С. 113–118. 
32. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 г. с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013 г.) «Об образовании в Российской Федера ции».
33. Филатов Д.С., Гурьянов М.С., Апоян С.А. Возрастные осо бенности состояния здоровья спортсменов, занимающих ся единоборствами // Медицинский альманах. 2015. № 5. С. 178–181.
34. Хмарский С.И. Становление системы дополнительного образования детей в России // Поволжский педагогический поиск. 2014. № 3. С. 105–106. 
35. Чайников П.Н. Особенности физического развития и функ ционального состояния юных спортсменов циклических и игровых видов спорта // Пермский медицинский журнал. 2016. № 2. С. 104–111.
36. Щербина Н.Г. Дополнительное музыкальное образование как процесс воспитания, обучения и образования детей // Мат. междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2016. С. 321–323. 
37. Эйдельман Л.Н. Возможности дополнительного образования в решении проблемы укрепления здоровья детей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 170. С. 110–115. 
38. Яицкий А.С. Сущность и структура системы дополнитель ного образования детей в Российской Федерации // Эколого- географические проблемы регионов России: мат. VII Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. Самара, 2016. С. 473–477. 
39. Яковлев В.А. Влияние учреждений дополнительного об разования на формирование и проявление подростковой агрессивности // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2011. № 1. С. 70–74. 
40. Калиниченко І.О., Скиба О.О. Гігієнічна оцінка впливу умов та організації навчально-тренувального процесу на функціо нальний стан організму дітей, які займаються різними видами спорту // Довкілля та здоров’я. 2014. № 3. С. 24–28. 
41. Adachi-Mejia A.M., Gibson Chambers J.J., Li Z, Sargent J.D. The relative roles of types of extracurricular activity on smoking and drinking initiation among tweens // Acad. Pediatr. 2014. Vol. 14, No. 3. P. 271–278.
42. Eustergerling M., Emery C. Risk factors for injuries in competitive Irish dancers enrolled in dance schools in Calgary, Canada // Med. Probl. Perform. Art. 2015. Vol. 30, No. 1. P. 26–29.
43. Hogg J., Diaz A., Del Cid M. [et al.]. An after-school dance and lifestyle education program reduces risk factors for heart disease and diabetes in elementary school children // J. Pediatr. Endocrinol. Metab. 2012. Vol. 25, No. 5–6. P. 509–516.
44. Longworth B., Fary R., Hopper D. Prevalence and predictors of adolescent idiopathic scoliosis in adolescent ballet dancers // Arch. Phys. Med. Rehabil. 2014. Vol. 95, No. 9. P. 1725–1730.
45. Nawrocka A., Mynarski W., Powerska A. [et al.]. Health-oriented physical activity in prevention of musculoskeletal disorders among young Polish musicians // Int. J. Occup. Med. Environ. Health. 2014. Vol. 27, No. 1. P. 28–37.
46. Orntoft C., Fuller C.W., Larsen M.N. [et al.]. “FIFA 11 for Health” for Europe. II: effect on health markers and physical fitness in Danish schoolchildren aged 10–12 years // Br. J. Sports Med. 2016. Vol. 50, No. 22. P. 1394–1399.
47. Ozdinc S.A., Turan F.N. Effects of ballet training of children in Turkey on foot anthropometric measurements and medial longitudinal arc development // J. Pak. Med. Assoc. 2016. Vol. 66, No. 7. P. 869–874.
48. Steinberg N., Siev-Ner I., Peleg S. [et al.]. Extrinsic and intrinsic risk factors associated with injuries in young dancers aged 8–16 years // J. Sports Sci. 2012. Vol. 30, No. 5. P. 485–495.
49. Takakura M. Relations of participation in organized activities to smoking and drinking among Japanese youth: contextual effects of structural social capital in high school // Int. J. Public Health. 2015. Vol. 60, No. 6. P. 679–689.
50. Vinci S., Smith A., Ranelli S. Selected physical characteristics and playing-related musculoskeletal problems in adolescent string instrumentalists // Med. Probl. Perform. Art. 2015. Vol. 30, No. 3. P. 143–151.
51. Yin A.X., Sugimoto D., Martin D.J. [et al.]. Pediatric dance injuries: A cross-sectional epidemiological study // PMR. 2016. Vol. 8, No. 4. P. 348–355.

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Медицина ДВ

Год основания: 1997  |  Выпусков в год: 4, Статей в выпуске: 30  |  ISSN печатной версии: 1609-1175  |  Подписной  индекс: 18410 (Агентство “Роспечать”)  |  Тираж: 1000 экз.

 

Close Panel